В Президентской библиотеке раскрыли тайну «александровских букетов»

01.06.2018

31 мая 2018 года в Президентской библиотеке состоялся очередной концерт музыкально-просветительского проекта «Музыка российской государственности»: «Александр I — Благословенный».

Император был связан с музыкой всю жизнь. Он хорошо играл на скрипке, коллекционировал флейты, а его учителем был виртуоз Фердинанд Диц. При Александре I было создано Филармоническое общество, которое, проводя благотворительные концерты, выплачивало пенсии вдовам и осиротевшим детям музыкантов.

Звездой концерта, который состоялся в библиотеке, стал Дэниэл Лебхардт, представитель новой европейской школы фортепианного искусства. Музыкант официально признан самым перспективным пианистом мира. Обладатель множества международных наград, Лебхардт играл в концертных залах и музеях США, ФРГ и Австрии. Его выступления ожидаются в парижском Лувре, лондонском Уигмор-Холле, будапештском Музее Листа. В исполнении пианиста прозвучала музыка любимого композитора императора Александра I — Людвига ван Бетховена.

О неожиданной связи Бетховена и России, по традиции дополняя исполнительскую часть программы, рассказал историк и писатель Александр Мясников. Он же раскрыл тайну так называемых «александровских букетов», мода на которые в начале XIX века охватила сначала Санкт-Петербург, а потом и всю Российскую империю. Петербургский журнал так описывал рождение этой моды: «В память пребывания императора Александра в Европе дамы взяли за правило носить букеты, которые созданы из цветов, составляющих по начальным буквам своих названий имя Alexandre. Без этих букетов ни одна порядочная женщина не смеет показаться в обществе, ни в театре, ни на гулянье». Вместе с «александровскими букетами» в Россию пришёл язык цветов. Цветы позволяли инициировать знакомство, продемонстрировать свою заинтересованность, намекнуть на пылкость чувств или, наоборот, на полнейшее равнодушие. Цветочные вариации позволяли вести молчаливые диалоги и выражать сложную гамму переживаний. Иногда цветы даже присылались вместо писем. Например, гиацинт по числу бутонов «назначал» день встречи, а колокольчик по количеству цветков «уточнял» час свидания.

Всеобщее романтическое увлечение «александровскими букетами» оказало влияние и на музыкальную культуру страны. Именно в это время в России начали входить в моду лирические романсы. «Бестселлеры» этой эпохи — романсы Алябьева, Варламова, Гурилёва прозвучали в Президентской библиотеке в исполнении солисток Мариинского театра Антонины Весениной (колоратурное сопрано) и Марии Баянкиной (сопрано), голоса которых стали подлинным украшением вечера. «Неоконченное трио для скрипки, виолончели и фортепиано» Алябьева исполнили Мария Сафарьянц, Сергей Словачевский и Станислав Соловьев.

В концерте также приняли участие Константиновский оркестр под управлением И. Дербилова и театр «Малый Трианон».

«Музыка российской государственности» — цикл из десяти мультимедийных концертов в сопровождении увлекательного повествования знаменитого российского историка, писателя Александра Мясникова. Организаторами выступают Фонд международного фестиваля классической музыки «Дворцы Санкт-Петербурга» и Президентская библиотека. Все мероприятия проходят в библиотеке.